Home arrow Activities arrow Main results of 2007

Main results of 2007

Major fundamental and applied research results

Magnetic nanomaterials produced by IR pyrolysis

Nanostructured magnetic materials have been produced for the first time by IR pyrolysis  of cobalt polyacrylonitrile/acetylacetonate compositions. These materials are metal-carbon nanocomposites, in which Co particles (d=9-13 nm) encapsulated in carbon nanofunnels (d=50-100 nm) are uniformly distributed in the carbon matrix. At the 1200°C IR pyrolysis the carbon matrix has the crystalline graphite structure. Produced nanocomposites are ferromagnetic. If Co content is only 17 %wt, saturation intensity (170 μ/gCo) corresponds with bulk sample magnetization bulk sample.
Produced materials are perspective for magnetic information recording systems and also as contrast agent for magnetic resonance tomography.

Professor G.P. Karpacheva
(495) 955-42-55


Original technology of C2-C4 olefin production from natural gas

A new approach has been developed to solve the main problem of XXI century – natural gas transformation to lower olefins - basic feed of petroleum chemistry. An original technology of C2-C4 olefins production from natural gas via DME (including its isomerization and dehydratation stages) has been proposed. Catalytic systems have been found, optimal parameters of every process stage have been determined providing C2-C4 olefins yield of 80-85% per DME, which is 10% higher than the best world analogues. Proposed technology provides efficient utilization of carbon feed and dramatically decreases energy demands per target product unit.

RAS Corr.memb.S.N. Khadzhiev; professor A.Ya. Rozovskii


Novel process of biodestructed polymeric derived polypeptide targeted transport medical products

A novel production method of biodestructed polymeric derived polypeptide (protein) targeted transport medical products has been developed. It has been proposed for the first time to use polypeptide medicine itself with immobilized low-molecular synthetic polymer, having low critical mixing temperature, as a biodestructured component. During the research of the produced products containing 1-16 synthetic polymer chains per 1 protein macromolecule it has been shown that the more polymer carrier chains are grafted  per protein molecule, the higher its permanence to enzymic hydrolysis is and the lower molecular weight hydrolysis products have, which eases their elimination from organism.

Professor L.I. Valuev
(495) 955-43-44


TIPS RAS developments prepared or assigned for the implementation

Gasoline production from natural and associated gases via dimethyl ether

Institute developed an original technology of high-selective two-stage gasoline production from syngas (CO+H2) via dimethyl ether (DME) without DME intermediate separation, which allows to carry out gasoline synthesis in flow-circulating operation mode of two-module reaction unit. The catalyst production technology of direct (one-stage) DME synthesis from syngas has been tested at the NIAP pilot plant (Novomoskovsk city), the zeolite (nanostructuted) catalysts production technology of DME transformation to gasoline has been tested at Angarsk plant of catalysts and organic synthesis. The technology of gasoline production from DME has been tested at the pilot unit at Primorsk research and development centre “Energy”. At the quantitative DME conversion the yield of gasoline fraction with 90 octane number is 70%. Universality to feedstock is a significant advantage of this technology: it is equally effective for all the syngas sources (biogas, associated petroleum or natural gas). The process catalysts have high stability and no loss in activity during 600 hours. The work is patented with Russian Federation patents and is ready for implementation.


Vapour-diethylbenzene production by ethylbenzene disproportioning over heterogeneous nanostructured catalysts

An original catalyst of ethylbenzene disproportioning to п-diethylbenzene, valuable feed for petroleum chemistry, has been developed on the basis of industrial pentasil-type zeolite. The catalyst is regenerated easily and has high activity and 98,6-99% selectivity to п-diethylbenzene at production of 620 g/g of catalyst per cycle. Catalyst lifetime is more than 350 hours. Catalyst production technology and process procedure on ethylbenzene disproportioning unit design have been developed. The work is patented with Russian Federation patents and is ready for implementation.

RAS Corr.memb. S.N. Khadzhiev; I.M. Gerzeliev


Original method of chlorine and bromine determination

An original method of chlorine and bromine determination at its simultaneous presence in organic compounds and petroleum products. It is based on the double-burning method with the following acidimetric halogens sum determination and iodimetric bromine determination. The method is used at Nizhnekamsk petrochemical plant for halogen-containing rubbers analysis.

Professor N.P. Volynskii; Candidate of Chemistry S.E. Shevchuk


Polymer medical-purpose adhesives

Institute continues to collaborate with Corium Int. (USA). Within the long-term agreement the joint patent polymer medical-purpose adhesives are produced: tooth enamel recovering preparations, feet supinators, antimicrobial coating on bedsores and trophic ulcers (6 types of products in total). Products are realized on pharmaceutical markets in USA.

Doctor of Chemistry M.M. Feldstein
(405) 955-43-72
RAS Corr.memb. V.G. Kulichikhin


Method of biological fluids steroid profile determination

There are more and more medical institutions, which use the unique chemical chromatographic method of biological fluids steroid profile determination developed by the Institute. At the present time more than 40 Moscow and Moscow region clinics use this method which allows to detect a number of devastating endocrine, gynaecological and oncological diseases. The method is also used in veterinary medicine, particularly for selected selection in livestock breeding selection.

Professor E.M. Antipov
(495) 954-20-47

Candidate of Chemistry E.N. Orlov
(495) 955-43-02


Membrane palladium sponges

TIPS RAS jointly with IMET RAS and Sinplaz Ltd. has developed membrane palladium sponges (Pd-Y-Ru). It has been shown that specific permeability of the most efficient sponges 1.5-7 times exceeds specific permeability of the developed before and widely used sponges PdAg23, PdCu42, В1 and PdInRu. The Institute has made capacity calculations of the flat membrane elements with the palladium-sponge membranes, filter units and modules, and also the pure hydrogen (>99.9999%) recovery ratio from industrial hydrogen-containing gas mixtures in the concrete developed construction in wide range of defined operating parameters (Т=300-800°С, partial hydrogen pressure in mixture before the membrane - 1-5 MPa, and recovered pure hydrogen – 0.1-3 MPa). Jointly with Sinplaz Ltd. and S.P. Korovel research center “Energy” the Institute has developed, manufactured and tested the pure hydrogen recovery modules with the capacity of 5-120 m3/h. The product is ready for implementation.

Doctor of Physics and Mathematics, D.I. Slovetskii
(495) 958-58-32


Scientific-organizational and publishing activities

In 2007 the Institute organized the following scientific conferences:
  • All-Russian scientific conference “Membranes – 2007”.
  • Conference of young scientists “Rheology and physical-chemical mechanics of heterophase systems”, Konakovo town, Tver region.

The researches of the Institute took active part in XVIII Mendeleev Conference on general and applied chemistry in Moscow.

In 2007 N.A. Plate associated Russia-French Laboratory of membranes and molecular selective technologies was established (TIPS RAS - Nancy Polytechnical University).

In 2007 researchers of the Institute published the following monographs:
  • V.G. Zaikin, J.M. Halket. Derivatization for Mass Spectrometry, in "The Encyclopedia of Mass Spectrometry", Vol. 6, Elsevier, Amsterdam, 2007, pp. 99-119.
  • V.G. Berezkin. Chromatography around the world, in “Chromatography – Science and Discovery”; J. Wiley and sons, New York, 2007.
 
< Prev   Next >

Выбор шаблона

Главная arrow Деятельность ИНХС РАН arrow Основные результаты за 2007 год

Основные результаты за 2007 год

Важнейшие результаты фундаментальных и прикладных исследований

Магнитные наноматериалы, получаемые ИК-пиролизом
Впервые ИК-пиролизом композиций полиакрилонитрил/ацетилацетонат кобальта получены наноструктурированные магнитные материалы, представляющие собой металл-углеродные нанокомпозиты, в которых частицы Со (d=9-13 нм), инкапсулированные в углеродных нановоронках диаметром 50-100 нм, равномерно распределены в углеродной матрице. Углеродная матрица при температуре ИК-пиролиза 1200°С имеет структуру кристаллического графита. Полученные нанокомпозиты являются ферромагнетиками. При содержании Со всего 17% масс. намагниченность насыщения (170  эмю/гСо) соответствует намагниченности массивного образца.
Полученные материалы перспективны для систем магнитной записи информации, а также в качестве контрастного вещества в магниторезонансной томографии.

Проф. Г.П. Карпачева, тел. 955-42-55


Оригинальная технология получения олефинов С2-С4 из природного газа
Разработан новый подход к решению важной проблемы XXI века – превращение природного газа в низшие олефины, являющиеся базовым сырьем нефтехимии.
Предложена оригинальная технология получения олефинов С2-С4 из природного газа через диметиловый эфир (ДМЭ), включающая стадии его изомеризации и дегидратации. Найдены каталитические системы, определены оптимальные параметры всех стадий процесса, обеспечивающие выход олефинов С2-С4 на уровне 80-85% в расчете на ДМЭ, что на 10% превышает лучшие мировые аналоги. Предложенная технология обеспечивает эффективное использование углеводородного сырья и резко снижает энергозатраты на единицу целевой продукции.

чл.-корр. РАН С.Н. Хаджиев; проф. А.Я. Розовский


Новый способ получения биодеструктируемых полимерных производных полипептидных лекарственных препаратов для направленного транспорта
Разработан новый способ получения биодеструктируемых полимерных производных полипептидных (белковых) лекарственных препаратов для направленного транспорта. Впервые в качестве биодеструктируемой компоненты предложено использовать само полипептидное лекарство с иммобилизованным на нем низкомолекулярным синтетическим полимером, имеющим нижнюю критическую температуру смешения. При исследовании полученных препаратов, содержащих от 1 до 16 цепей синтетического полимера на 1 макромолекулу белка, показано, что чем больше цепей полимерного носителя привито на молекулу белка, тем выше его устойчивость к ферментативному гидролизу, а следовательно выше эффективность его действия, и тем меньше молекулярная масса продуктов гидролиза, что облегчает их выведение из организма.

проф. Л.И. Валуев, тел. 955-43-33


Разработки Института, подготовленные или переданные для реализации

Получение бензина из природного и попутного газов через диметиловый эфир
В Институте разработана оригинальная технология высокоселективного двухступенчатого получения бензина из синтез-газа (СО+Н2) через диметиловый эфир (ДМЭ) без промежуточного выделения ДМЭ, позволяющая осуществлять синтез бензина в проточно-циркуляционном режиме работы двухмодульного реакционного узла. Технология производства катализаторов прямого (одностадийного) синтеза ДМЭ из синтез-газа апробирована на опытном заводе НИАП (Новомосковск), технология производства цеолитных (наноструктурных) катализаторов превращения ДМЭ в бензин апробирована на ОАО «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза». Технология получения бензина из ДМЭ прошла испытания на пилотной установке в Приморском НТЦ РКК «Энергия». При практически количественной конверсии ДМЭ выход бензиновой фракции с октановым числом 90 составляет 70%. Значимым преимуществом разработанной технологии является ее универсальность по сырью – она одинаково эффективна для всех источников получения синтез-газа (биогаз, попутный нефтяной или природный газ). Катализаторы процесса обладают высокой стабильностью и не теряют активность в течение 600 часов. Работа защищена патентами РФ и готова к реализации.


Получение пара-диэтилбензола диспропорционированием этилбензола на гетерогенных наноструктурных катализаторах
На основе промышленного цеолита типа пентасил разработан оригинальный катализатор диспропорционирования этилбензола в п-диэтилбензол – ценное сырье для нефтехимии. Катализатор легко регенерируется и обладает высокой активностью и селективностью по п-диэтилбензолу 98,6-99% при производительности за цикл 620 г/г катализатора. Срок службы катализатора более 350 часов. Разработана технология получения катализатора и технологический регламент на проектирование установки по диспропорционированию этилбензола. Работа защищена патентами РФ и готова к реализации.

Чл.-корр. РАН С.Н. Хаджиев; И.М. Герзелиев


Оригинальная методика определения хлора и брома
Разработана оригинальная методика определения хлора и брома при их одновременном присутствии в органических соединениях и нефтепродуктах, основанная на методе двойного сожжения с последующим ацидометрическим определением суммы галогенов и йодометрическим определением брома. Методика используется на Нижнекамском нефтехимическом комбинате для анализа галогенсодержащих каучуков.

Проф. Н.П. Волынский; к.х.н. С.Е. Шевчук


Полимерные адгезивы медицинского назначения
Продолжается сотрудничество Института с фирмой “Corium Int.” (США). В рамках долгосрочного Соглашения между ИНХС РАН и фирмой по совместным патентам производятся полимерные адгезивы медицинского назначения - препараты для восстановления естественной окраски (отбелки) зубной эмали, лечебные супинаторы для стоп, антимикробное покрытие на пролежни и трофические язвы (всего 6 видов препаратов). Изделия реализуются на рынке фармацевтической продукции США.

Д.х.н. М.М. Фельдштейн, тел. 955-43-72; чл.-корр. РАН В.Г.Куличихин


Метод определения стероидного профиля биологических жидкостей
Расширяется число медицинских учреждений, в которых используется разработанный в Институте уникальный химико-хроматографический метод определения стероидного профиля биологических жидкостей. В настоящее время этот метод, позволяющий диагностировать ряд тяжелых заболеваний эндокринного, гинекологического и онкологического характера, используется более чем в 40 клиниках Москвы и Московской области. Метод нашел применение и в ветеринарии, в т.ч. для селекционного отбора в племенном животноводстве.

Проф. Е.М. Антипов, тел. 954-20-47; к.х.н. Е.Н. Орлов, тел. 955-43-02


Мембранные палладиевые сплавы
Совместно с ИМЕТ РАН и ЗАО «Синплаз» разработаны мембранные палладиевые сплавы (Pd-Y-Ru). Показано, что удельная проницаемость наиболее эффективных сплавов превышает удельную проницаемость разработанных ранее и широко применяемых сплавов PdAg23, PdCu42, В1 и PdInRu в 1,5–7 раз. Проведены расчеты производительности плоских мембранных элементов с мембранами из палладиевых сплавов, фильтрующих узлов и модулей и степени извлечения чистого водорода (>99,9999%) из промышленных водородсодержащих газовых смесей в реальной разработанной конструкции в широком диапазоне задаваемых рабочих  параметров: Т=300-800°С, парциальное давление водорода в смеси перед мембраной 1-5 МПа и  извлекаемого чистого водорода –  0.1-3 МПа. Совместно с ЗАО «СИНПЛАЗ»  и РКК «Энергия» им. С.П.Королева разработаны, изготовлены и испытаны модули извлечения чистого водорода производительностью от 5 до 120 м3 в час. Разработка готова к реализации.

Д.ф.-м.н. Д.И, Словецкий, тел. 958-58-32


Научно-организационная и издательская деятельность

В 2007 г. Институт являлся организатором научных конференций:
  • Всероссийская научная конференция  «Мембраны – 2007». Сотрудниками Института сделано 9 устных и 24 стендовых доклада.
  • Конференция молодых ученых  «Реология и физико-химическая механика гетерофазных систем»  г. Конаково, Тверской обл. Сотрудниками сделаны 6 приглашенных и 6 устных докладов.

Активное участие приняли сотрудники Института в работе XVIII Менделеевского съезд  по общей и прикладной химии, проходившего в Москве. Так на секции «Нефтехимия, нефтепереработка и катализ» ими было сделано 10 устных и 20 стендовых докладов
В 2007 году в Президиуме РАН состоялось подписание документов о создании ассоциированной «Российско-французской лаборатории мембран и молекулярно-селективных технологий» им. Н.А. Платэ ИНХС РАН - Политехнический университет г. Нанси.
В рамках лаборатории работает совместная аспирантура. В 2007 году аспирант М.Г. Шалыгин прошел стажировку и успешно защитил кандидатскую диссертацию в ИНХС РАН и Политехническом университете г. Нанси.

Сотрудниками Института в 2007 г. были опубликованы следующие монографии:
  • V.G. Zaikin, J.M. Halket. Derivatization for Mass Spectrometry, in "The Encyclopedia of Mass Spectrometry", Vol. 6, Elsevier, Amsterdam, 2007, pp. 99-119.
  • V.G. Berezkin.  Chromatography around the world, in “Chromatography – Science and Discovery”; J. Wiley and sons, New York, 2007.
  • А.В. Козин, А.А. Курганов. Монолитные стационарные фазы в газовой хроматографии. В сборнике: Хроматография на благо России, ред. А.А. Курганов, Издательство "Граница", М., 2007, стр. 184-203.
  • В.Г. Березкин. Новые варианты ТСХ с закрытым сорбционным слоем. В сборнике: Хроматография на благо России, ред. А.А. Курганов, Издательство "Граница", М., 2007, стр. 61-70.
  • Н.А.Измайлов и М.С.Шрайбер: открытие тонкослойной хроматографии (Cоставитель и научный редактор В.Г.Березкин). Москва: ГЕОС, ИНХС РАН, 2007.
  • Гордеев О.А., Лебедев Ю.А., Шахатов В.А. Основы диагностики химически активной плазмы. - В кн. "Диагностика низкотемпературной плазмы", тематический том V-1 ЭНТП под ред. В.Н. Колесникова. М.: Янус-К, 2007, с. 445-552.
  • С.Л.Давыдова, В.И.Тагасов, Ресурсные и экологические особенности нефтегазового производства.: Изд.РУДН, Москва, 2007

Награды и премии

Премия издательства МАИК – «Наука»/ Интерпериодика за лучшую публикацию года
  • проф. К.Л. Маковецкий, проф. Е.Ш. Финкельштейн, д.х.н. В.И. Быков – «Кинетика и катализ»
Диплом за лучший устный доклад  в рамках конкурса для молодых ученых на международной конференции “Permea – 2007”, Венгрия
  • к.х.н. А.В. Волков

Диплом за лучший постер на XVIII Менделеевском съезде, секция «Нефтехимия, нефтепереработка и катализ», Москва

  • асп. лаб. №10 М.В. Бермешев
I место и премия за лучший устный доклад в конкурсе аспирантских работ на IV Международном симпозиуме «Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы в странах СНГ», Москва 
  • асп.  лаб. №26 М.Н. Ефимов
Диплом I степени за лучшую научную работу в конкурсе работ молодых ученых – участников V Юбилейной школы-конференции «Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства для их реализации», Москва
  • асп. лаб. №18 В.В. Паращук
Диплом и медаль Международной выставки лабораторного и научного оборудования «ЛабЭкспо – 2007», Москва, ВВЦ
  • д.х.н. С.В. Котомин за работу «Разработка определителя влажности»
Гранты Фонда содействия отечественной науке
  • д.ф.-м.н. Я.В. Кудрявцев
  • к.х.н. П.В. Самохин
Грант Президента РФ для молодых российских ученых
  • д.ф.-м.н. Я.В. Кудрявцев
 
« Пред.   След. »

УЧЕБНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
М.Б. Смирнов

Основы обработки экспериментальных данных. Курс лекций. Учебное пособие для химиков и геохимиков.

Скачать PDFЧасть 1 (1,60 Mb)       Скачать PDFЧасть 2 (885 Kb)       Скачать PDFЧасть 3 (533 Kb)       Скачать PDFЧасть 4 (460 Kb)